Союз Cодействия
Cоциальной Эволюции
(СССЭ)

 

Из Сибири в Чикаго

 

Дочь пригласила в гости, в "страну потребления", которая, на мой взгляд, является основным инициатором стихийного расползания техногенной цивилизации, со всеми её проблемами и пороками. В наш век одни, продолжая по инерции строить города и коммуникации, тем самым продолжают войну с природой; тогда как другие, отказываясь от мира и его благ, уходят в леса. Убеждён, что в обозримом будущем именно прогресс технологий при условии их сознательного использования, приведёт к ликвидации власти человека над человеком, обеспечив постепенный переход к новой социальной реальности.

Идей много, технический прогресс важен и нужен, однако личных впечатлений мало! Вот и подумалось, что было бы неплохо не только навестить дочь, но и заодно расширить границы мировоззрения. Итак, решено! Покупаем с женой билеты, пакуем чемоданы и … в путь!

Полёт! 15 часов перелёта из Екатеринбурга в Чикаго с двумя пересадками. Сильное потрясение ожидало нас уже в аэропорту Хельсинки, куда аэробус Finnair приземлился с часовым опозданием. Если учитывать, что на пересадку оставалось всего 20 минут, что мы оказались единственными транзитными пассажирами на рейс в Манчестер, что номер посадочных ворот в билете был указан неверно, и всё это при нашем далеко не безупречном английском, произошло обыкновенное чудо. Успели! Только сели, и едва отдышавшись, уже через 5 минут летели в сторону Туманного Альбиона.

Весьма жёсткая таможенная проверка была в Манчестере. Множество самых неожиданных вопросов. Пришлось вызывать переводчика, который хотел знать даже то, когда мы покупали фотоаппарат. Лишь убедившись, что мы не представляем опасности для свободной демократии, нас принял необъятный Боинг американских авиалиний. Аэропорт O,Хара в Чикаго встретил огромными потоками пассажиров, приветливыми таможенниками и … проблемами с багажом. Два, наполненных сувенирами чемодана, затерялись где-то на просторах Европы. Тем не менее, улыбчивые люди в форме заверили: “Всё будет о кей”. “О кей” случился через 1,5 суток, когда вещи прибыли по нужному адресу. Сервиз, понимаешь, ли!

Транспорт. Прямо из здания аэропорта вход в метрополитен. Один из старейших в мире! Первые линии построены ещё в 19 веке, поэтому станции выглядят не так роскошно и торжественно, как скажем, в Москве. Подземкой чикагское метро назвать не поворачивается язык, так как большинство линий проходят по земле и эстакадам, что позволяет рассмотреть всё великолепие городской застройки.

Метро и автобусы здесь представляют единую транспортную систему, поэтому стоимость проезда везде одинакова – 2,25$, но есть нюансы. Если используешь транспортную карту в течение двух часов, к примеру, при пересадках, стоимость поездки обойдётся всего в 25 центов, то есть в 8 р. Можно купить безлимитную карту на неделю поездок (25$) или на месяц (90$). Взял, и катайся сколько душе угодно!

Подавляющее большинство водителей – афроамериканцы, доброжелательные и вежливые люди. На каждой авеню свой автобусный маршрут, обозначенный не цифрой, а названием улицы. Как правило, улицы прямые; автобусы передвигаются только вперёд и назад, поэтому заблудиться трудно. Время прибытия очередного автобуса на остановку можно узнать по мобильнику, что позволяет экономить время. И ещё. В каждом автобусе у окон висит шнур-сигнал. Не надо судорожно искать кнопки остановки. Незатейливо дёргаешь за верёвочку, и водитель в курсе…

Несмотря на огромное число автомобилей, пробок в городе, даже в час пик, почти нет. Вообще, первое впечатление от пребывания такое, будто попал на далёкую, таинственную планету. Другие деревья, другая архитектура, другой транспорт, другая одежда, другая речь, другие деньги, другие лица… всё отражается в сознании непередаваемыми, тревожно-восторженными, почти мистическими ощущениями.

Даунтаун. Чикаго - 10-миллионный мегаполис, кварталы которого раскинулись в прибрежной зоне Мичигана – одного из пяти Великих Североамериканских озёр. Территория города разделена на несколько десятков районов. Самый шикарный из них Даунтаун, являющийся одновременно деловым, культурным и туристическим центром мегаполиса. Здесь возвышаются над облаками большинство чикагских небоскрёбов, в том числе самый высокий в Америке 103-этажный Уиллис-Тауэр (старое название Сирс-Тауэр) высотой 443 метра (со шпилем 557 метров). За считанные секунды скоростной лифт вознёс к поднебесью и нас. Открывшаяся панорама, подозреваю, привела бы в восторг любого живописца.

Для туристов со всего мира Даунтаун Чикаго настоящий оазис. Сотни тысяч людей в национальных одеждах со всех концов света неспешно прогуливаются между величественными зданиями, сидят в многочисленных ресторанчиках, отдыхают в тени утопающих в зелени парков, катаются на речном такси и любуются окрестностями с белоснежных яхт со стороны озера. Незабываемое впечатление оставляют улыбающиеся фонтаны, лики которых словно снисходят до человечества. А у их основания беззаботно плещутся в водных брызгах разноцветные ребятишки.

Городская архитектура. Жилые кварталы Чикаго в основном застроены двух-трёх этажными домами, часто с высокими парадными лестницами, с цокольными этажами и уютными сквериками. Почти везде шезлонги, столики, много кустарников, вьющихся растений и цветов. Во внешнем облике домов хотя и прослеживается единая строительная концепция, но каждый имеет своё лицо, своё неповторимое очарование.

Побывали в знаменитом чикагском чайна тауне. Китайская диаспора в городе хотя и уступает по численности польской, но построила свой национальный рай далеко за пределами Поднебесной Империи. Побродив по так называемой “украинской деревне” (вполне респектабельный район чуть ли не в центре Чикаго), так и не услышали ни одного “хохляцкого” слова.

Шопинг.Папа, больше не говори мне, что ты против сверхпотребления”. Это заявила дочь, увидев объёмы моих покупок. Действительно, в Чикаго можно приобрести многие брендовые вещи в два, в три, а то и в десять раз дешевле их стоимости в России. Это относится к одежде, обуви, кожгалантерее, электронике и многим другим товарам. Продукты питания почти все дороже, особенно хлеб и мясо. Причём, меры веса - фунт и унция, весьма непривычны для российского покупателя.

Что касается алкоголя, некогда знаменитая водка Смирнофф 1,75 л – 13 $, текила гольд 0,75 – 12 $, вино каберне (мерло, мускат) 0,7 л – 9-12 $. Неимоверно много сортов пива, американского, мексиканского, пуэрториканского, немецкого, чешского, причём продаётся, только в бутылках 0,35 л, и по 6 шт. в упаковке – 6-10$. Одиноко стоящие привычные пол-литровки – редкость. В целом, российские поклонники Бахуса в Чикаго могут быть вполне довольны.

Культура. Более 4 часов наслаждались картинами, скульптурами и диковинными экспонатами во всемирно известном музее искусств Чикаго. Все залы обойти не хватило сил, но и того, что увидели… Подлинники картин Эль Греко, Ван Гога, Гогена, Пикассо, Дали, Мане, Шагала, современная американская живопись, искусство народов Африки, Индии, Китая, Японии, Кореи.

Но куда более высокой, музейной культуры, нас удивила обычная, бытовая культура межличностного общения. Где бы мы не находились, в метро, в магазине, на улице, повсюду люди весьма вежливы и предупредительны. Даже на дорогах, только стоит появиться где-нибудь у перекрёстка, автомобили останавливаются метров за 5, не ближе. “Экскьюзми, сори, сэнкью, плиз”…

Здоровье. Множество бегающих людей. Они бросаются в глаза повсюду, особенно у набережной озера Мичиган. Не меньше велосипедистов, которые, бесстрашно лавируя между тяжёлыми“ ПИПЛОВОЗАМИ”, будь то личные автомобили или общественный транспорт, подчас быстрее успевают к месту учёбы или работы. Процент “толстых” людей в Чикаго не больше, чем в Новосибирске. Ежедневное употребление сахара и масла, к которым мы привыкли, здесь увы - дурной вкус. Вместо масла некоторые американцы употребляют мякоть авокадо (безвкусно, но полезно).

Болеть в США весьма накладно, даже если есть медицинская страховка. Одна из знакомых дочери рассказывала, как её отец, приехав в Чикаго, слёг в больницу с сердечным приступом. Несколько дней пребывания в клинике и, получив счёт в 60 тысяч долларов, чуть снова не заболел. Вызвать обычную скорую помощь, и даже эта незатейливая услуга невероятно дорога! Быть может, именно поэтому очень многие в Америке являются приверженцами здорового образа жизни.

Рыбалка. Выезжали на дачу в штат Висконсин, примерно в 4 часах езды на автомобиле от Чикаго. Великолепная многокомнатная вилла в 200 квадратных метров. Прекрасная обстановка, располагающая к комфортному отдыху. Гараж с тремя автомобилями. Белоснежная яхта. Повсюду рядом такие же особняки. Частные владения – святы!

Рыбачили на червяка, который не копают, а продают в магазинах по два доллара за кучку. Поймали штук семь довольно крупных рыб, название которых перевести на русский довольно сложно. Правда, одна попалась вполне узнаваемая 40-сантиметровая щучка. Мелочь, сантиметров до 20, отпускали. По берегам экзотическая для Сибири фауна – олени, чёрные белки, множество греющихся на солнышке черепах. Вообще бросилось в глаза противоречие между трогательной заботой о животных и безжалостным наступлением цивилизации. Видели на магистрали убитого оленя, что со слов, далеко не редкость.

Некоторые выводы.

Во-первых В Америке ситуация с перепроизводством товаров, на фоне "интересного" положения в сфере услуг, выглядит довольно странно. Несмотря на множество сугубо бытовых удобств для населения, в том числе для инвалидов (оборудованные лифты, комфортные въезды, коляски в музеях и парках), основные социальные гарантии труднодоступны.  Произвести и купить вещь в наше время не составляет труда, тогда как получить хорошее образование или помощь от медиков, а тем более, от юристов, очень дорого. Товарами заполнены большие и малые гипермаркеты и магазинчики; в тоже время миллионы людей болеют и умирают, не имея финансовой возможности обратиться к врачам.

Во-вторыхТак как с товарами нет никаких проблем, имеет место застройка не только городов и городских окраин, но и отдалённых уголков природы, ещё не тронутых хозяйственной деятельностью человека. Народ вполне удовлетворён видимым материальным процветанием, поэтому с наслаждением тратит деньги на всё новые покупки, почти не задумываясь о роли вещей в экологии. Потребление в развитых странах не осуждаемо, а напротив, всячески поощряется рекламой и СМИ. И хотя люди (не только американцы) сентиментально относятся к представителям флоры и фауны, но непомерно расширяя границы своего обитания, они бессознательно губят природу.

В-третьих. США, имея “денежный станок” и мощную армию, располагают поистине неограниченными возможностями для политических и экономических манипуляций интересами стран остального мира. Можно не платить по госдолгам, можно вбросить на рынок очередную порцию денежной массы, можно подкупить или запугать правительства каких-то государств. Естественно, такая экономическая вольница позволяет сверхдержаве вкладывать немалые средства в развитие собственной материальной базы. Прекрасные города Америки – это не только плоды деятельности трудолюбивого американского народа, это ещё и не афишируемое использование ресурсов мировой цивилизации.

И наконец, в-четвёртых. Россия сегодня пытается копировать ценности западного образа жизни, но если глубоко вдуматься, завидовать не стоит. Отказавшись от последовательного воплощения идей социализма, наша страна оказалась в положении идеологического банкрота, ни там, ни там! Именно поэтому сегодня проблем в России, несмотря на сравнительно невысокий уровень потребления, неизмеримо больше. Тем не менее, нет никакого сомнения в том, что культ потребления неминуемо приведёт общество к катастрофе, и только курс на сознание человека, на его реальную связь с природой, сможет сокрушить и хитроумную финансовую систему, и не менее лукавую правовую систему, и все властно-чиновные отношения между людьми. Но это, как говорят, другая история…

Ковалёв Е.В. 12.08.12.

Работает на: Amiro CMS