Союз Cодействия
Cоциальной Эволюции
(СССЭ)

 

О спивающемся обществе и наивных трезвенниках.

 

Почему люди употребляют? По какой причине на одном полюсе жизни мы видим социальное дно в виде миллионов отверженных, тогда как на другом обвиняющий чистенький социум. На самом дне попрошайничающие бомжи, нищие, беспризорники, деградирующие алкоголики и наркоманы, превратившие квартиры в смрадные помойки-притоны. А по соседству, рядом с ними живут доведённые до отчаяния родственники, разгневанные жёны, некормленые дети, негодующие старички и старушки.

Суть проблемы общество практически не улавливает. Огромное число конференций, круглых столов, телепередач посвящены актуальнейшей теме - “борьбе” с наркоманией и алкоголизмом. “У них нет воли” - говорят одни. “У них нет желания лечиться” - восклицают другие. “Нужен сухой закон. Нужно принудительное лечение и организация ЛТП. Алкоголь затуманивает сознание и уничтожает клетки мозга, печени, крови. Пьяницы разрушают семью” – глубокомысленно изрекают академики от всероссийского общества “почти святых” трезвенников. “Это серьёзная патология и относиться к ним надо как к больным” - настаивают всегда готовые “закодировать”, психологи и наркологи. “Им поможет только молитва, только обращение к богу. У нас уже много спасённых” – твердят бородатые “ловцы человеков” от РПЦ. И так по кругу. Старые, как поношенные фуфайки, известные всем заклинания.

Что общество имеет “по факту”? Оно имеет деградирующее население с огромным дефицитом некоторых психических составляющих! К ним следует отнести такие важнейшие категории психической деятельности, как восприимчивость, интуитивность, чувственность, образное мышление. Когда возникает настоятельная необходимость использовать эти дефицитные свойства психики в реальной жизни, а они оказываются не сформированными, свёрнутыми, заторможенными, самый простой способ их активировать – алкоголь, наркотики и другие психотропные средства. В адекватных дозах они временно изменяют мироощущения, делая людей добрее, отзывчивее, коммуникабельнее, сообразительнее, смелее, собраннее и так далее. Всем известно, что в состоянии лёгкого опьянения запускаются механизмы памяти и воображения, которые в “нормальном”, трезвом состоянии дремлют, не раскрывая потенциала годами, десятилетиями, а подчас и всей жизни.

Чтобы лучше вникнуть в тему, обратимся к знаниям, представленным в учении Георгия Гурджиева. Великий искатель истины выделял в душе человека личность и сущность. “Сущностью является то, что родилось вместе с вами, личностью – то, что вы приобретаете. Сущность является вашей собственной, личность не ваша собственная. Вся внутренняя жизнь человека всё его восприятие и реакции делятся на эти две части. Имеются некоторые вещи, которые рождаются вместе с вами, например, определённые физические особенности, состояние здоровья, некоторого рода предрасположения, склонности, стремления. Они принадлежат сущности. Личность есть то, что вы приобретаете в течение всей жизни: взгляды, мнения, слова. Личность очень часто изменяется с изменением условий, но сущность остаётся одной и той же. Это деление очень важно понять, ибо многие вещи в человеке относятся к сущности, тогда как другие относятся к личности”.

И далее… “личность слишком тяжела, слишком сильна; она окружает сущность, подобно скорлупе, так что ничто не может достичь её, всё должно проходить через личность. Сущность не может расти в этих условиях. Что означает сильная личность? Она означает сильное влияние того, что не является вашим собственным, того, что вы приобрели – слова других людей, взгляды и теории других людей. Они могут образовать такую толстую корку вокруг сущности, что ничто не может пробить её, чтобы достичь вас, достичь того, чем вы являетесь”. (П.Д.Успенский, “Четвёртый путь”).

Временную брешь в этой скорлупе, в этой толстой душевной корке, как раз и пробивают алкоголь и наркотики. Вероятнее всего, многие не знакомы с гурджиевским учением, в котором, словно в клубке, переплетено огромное множество прозрений. Тем не менее, оно позволяет понять проблемы общества, в частности то, почему люди по всему миру тянутся к самым разнообразным психотропным средствам. Это не только самый лёгкий способ ликвидировать психоэмоциональное напряжение и снять стресс, это доступный способ достичь сущности и взглянуть на мир теми глазами, которыми мы рассматривали его, будучи маленькими детьми.

Что происходит, когда дети начинают учиться в школе? Они перестают искать ответы на вопросы преимущественно через собственный опыт, и начинают кормиться кашей пережёванных знаний. Как попугаи, школьники дружно повторяют то, что требуют учителя и преподаватели, а затем, по истечении обязательного образования, они становятся шестерёнками в государственной системе, запрограммированными на определённые виды деятельности.

Окончив средние и высшие учебные заведения бывшие дети получают официальные бумажки (дипломы, сертификаты, лицензии), дающие право доминировать в отношениях над окружающими. Это нравится, тешит самолюбие, так как даже мелкая власть над людьми даёт возможность манипулировать себе подобными. А, то! Я же профессионал в области юриспруденции, и знаю законы лучше других! А я доктор, и от меня зависит здоровье пациентов! А я военный, могу вполне законно носить оружие, и когда надо, лучше всех убивать! А я певец, умею быть в центре внимания не только на сцене, но и в любой компании! А я лучше всех там, а я сям…

Ощущение собственной важности от приобретённых профессий со временем развращает людей, сужают круг интересов, и что, наверное, самое главное, отрывают их от ощущения родства с природой и космосом. А уж если они начинают бодро шагать по карьерной лестнице, получать ордена и медали, знаки отличия, звания, становятся профессорами, академиками, генералами, чемпионами, шоу-звёздами, патриархами, расцветает Личность, но увы, в ущерб человеческой сущности. Значительные, респектабельные, расчётливые, чопорные, экономные, прагматичные, гордые… Где же ваш утраченный в конкурентной борьбе с себе подобными, чрезвычайно ценный дар - интуитивность, восприимчивость, чувственность, мудрость? Они утеряны. И тогда начинаются поиски.

Наверное, любой взрослый человек, потерявший детское мироощущение, подсознательно тянется подсмотреть в “замочную скважину” ушедшего детства. Даже убеждённым трезвенникам, рациональным и суховатым людям, привыкшим в обыденной жизни всё скрупулёзно взвешивать и подсчитывать, далеко не чуждо стремление хотя бы на время побыть в кругу других людей, весёлых и раскованных. Они включают телевизор и смотрят комедию, или идут в театр, или на концерт, где с удовольствием приобщаются к чужому празднику жизни. Им показывают юмористические сценки, рассказывают анекдоты, исполняют арии, симфонии и они смеются, или сопереживают и плачут. Как им кажется, от всей души!

Алкоголики в театры почти не ходят. Жизнь становится сплошным театром тогда, когда воспринимаешь её звуки, её краски, её прочие сигналы, напрямую, непосредственно, а не с помощью других людей или прочих подручных средств. Другой человек – это костыль, на который ты опираешься, если не умеешь быть самодостаточным. Спиртное – это тоже костыль, но в этом случае тебя развлекают не конкретные события, не артисты, не собачки и кошечки, а всё, что доступно мироощущению.

Да, человек пьёт чтобы хотя бы на время стать непосредственным, озорным, шутливым, проказничающим, любознательным, фантазирующим, смелым, тем самым маленьким существом, которого когда-то все так любили. Оказывается, в душах людей нет естественно настроенных психических струн, позволяющих иметь все эти позитивные качества. Даже артисты, которые вроде бы должны быть творческими людьми и обладать вышеперечисленными достоинствами, утрачивают их в процессе обучения, зато обретают известность, богатство, влияние, ибо обязаны притворяться, маскироваться, источать любезность на людях, чтобы пробиться, чтобы растолкать локтями многочисленных конкурентов и выжить в этом больном и порочном обществе.

Алкоголики – люди с обнажённой человеческой сущностью. Справедливо говорят – “алкоголь разрушает личность” или “он (она) деградирует как личность”. Принимая очередную порцию спиртного, человек раз за разом стирает барьеры, возведённые обществом в отношениях между его членами. Он вновь обретает психологию ребёнка и, накопленные на протяжении жизни знания, сливаются с непосредственным восприятием реальности.

Заключение. Все заклинания трезвенников по поводу борьбы с наркоманией и алкоголизмом, все представляемые статистические данные, все усилия медиков и силовиков, ничего не стоят без понимания человеком самого себя. Если общество, организованная им система передачи знаний, годами с удовольствием топчется на человеческом достоинстве, поощряет конкурентные отношения между людьми, является местом, где формируются животные стороны человеческой натуры, люди и будут вести себя как воспитанные звери, с хорошими манерами и улыбками.

Задача, стоящая перед обществом, найти такую модель образования, которая бы не травмировала детскую психику и способствовала развитию сущностных составляющих человеческой души. Новые поколения людей могут быть пьяными от ощущений жизни без вина и наркотиков, используя собственные, резервные возможности организма. Люди пьют потому, что естественным образом не развивается эндорфинная система. Эндорфинная система не развивается потому, что уже давно прогнила система глобального образования (не только в России). Система образования прогнила потому, что ни человек и ни общество не понимают закономерностей формирования высшей психической деятельности.

Найти точку опоры, невидимую гармонию между личностью и сущностью – Веление Времени!

Е.В.Ковалёв. 15.10.09.

Работает на: Amiro CMS