Союз Cодействия
Cоциальной Эволюции
(СССЭ)

 

Бездуховность и обывательщина.

Мы, населяющие Землю люди, вероятнее всего страдаем видовой слепотой, поэтому нам кажется вполне естественным представлять живым и одушевлённым лишь то, что можно ощутить либо непосредственно органами чувств, либо с помощью подручных средств. Впрочем, это и не удивительно. Для живущих в организме вирусов человеческий организм представляется чем-то в виде планеты, а скажем для солнечной системы или галактики, которые устроены по принципу клетки, люди всего лишь мельчайшие элементы космоса, наподобие атомов. Понимаем ли мы, кто мы такие, в каком мире живём, и что от нас требуют законы мироздания?

Чтобы всё это осознавать, нужны интуиция, воображение, логическое мышление и память, наполненная “объективным” (объективным для текущего уровня развития науки) знанием. Важнейшие свойства психики, способные воссоздать ощущение единства и слитности с внешним миром, формируются таким ёмким понятием как духовность.

Духовность – одна из высших потребностей человека в познании себя и окружающего мира. Познавать действительность можно двумя принципиально разными способами, либо самостоятельно анализируя события, явления и факты, либо получая уже проанализированную, “пережёванную” информацию. Используя интерпретированную информацию, можно овладеть некоторым объёмом знаний и развить логическое мышление, однако интуиция и творческое мышление окажутся в проигрыше. Опираясь только на собственный поиск истины, существует риск выпустить из виду огромный пласт крайне необходимых знаний. Важен синтез образования и самообразования с преимущественным использованием последнего.

Подавляющее большинство людей получивших образование, ввиду недостатка воображения, способны либо просто слепо следовать учебникам и авторитетным мнениям, постоянно поглощая пережёванные знания; либо ввиду дефицита основ научных знаний, способны лишь беспрерывно плодить иллюзии. Самая гадкая психологическая черта современного общества – обывательщина. Самое вопиющее проявление обывательщины – бездуховность!

Обывательщина – социальное явление, характеризующееся консервативно ограниченным мировоззрением и отсутствием прогрессивной жизненной позиции значительной части гражданского общества. Это повсеместно распространённое явление порождено массовым нежеланием людей заниматься самообразованием и познанием собственной духовной природы.

Бездуховность – это отсутствие потребности самостоятельно познавать себя и окружающий мир. Современная школа бездуховна, потому как она не нацеливает детей на самообразование. Отчасти, она бездуховна потому, что не имеет поддержки государства, которое может мотивировать на неутомимый поиск истины миллионы людей, но не делает этого. Государство бездуховно, так как не имеет полного и отчётливого представления об образовании и его подлинной роли в формировании сознания новых поколений. Бездуховность – это бич современного общества, который порождает все его язвы, который сеет хаос, дезорганизацию и вырождение.

Обыватель – это личность, чьи интересы ограничены рамками своей семьи, профессии, религии, нации, государства. Обыватель – приспособленец, который не может быть сознательным в силу того, что не осознаёт единства мира и не способствует эволюционному обновлению общества. Он способен на ворчание и недовольство, и даже на революционные выступления, если только его личные и групповые интересы войдут в жестокое противоречие с другими людьми и группами людей.

Согласно общепринятому представлению быть профессионалом своего дела хорошо. С этим можно было бы согласиться, если бы профессиональная деятельность не шла в ущерб духовности, то есть не ограничивала бы кругозор людей (“специалист подобен флюсу” – К.Прутков), их сознание, их способность содействовать эволюции общества. Профессиональная деятельность чаще всего связана с необходимостью огромную часть времени посвящать приобретению и реализации специальных знаний и навыков. На многое другое зачастую не остаётся ни сил, ни времени.

Но если время позволяет, поработал, пришёл домой, занимайся воспитанием детей, смотри телевизор, иди на футбол, только “не грузи голову”, не читай слишком умных книжек – такова позиция государства! Ни на одном государственном телеканале, ни в одном солидном периодическом издании вы не найдёте информации о Кришнамурти, Ошо, Ауробиндо, Гурджиеве, Успенском и других выдающихся мудрецах. И хотя книгами их зачитываются миллионы, официоз хранит “обет молчания”. Хороший специалист, добрый семьянин, верующий, немного недалёкий, зато ведущий здоровый образ жизни, – тот самый старый, добрый идеал, который власть желает видеть в своих гражданах. Увы, время диктует вывод: нельзя вести здоровый образ жизни в нездоровом обществе!

В наш замечательный век под влиянием обрушившейся информации, склад ума сотен миллионов людей стал стремительно меняться. В людях пробуждается подспудное желание жить не только своими мелочными заботами, но и проявляется серьёзный интерес к глобальным проблемам общества. С появлением интернета обозначился психологический поворот от потребности быть обучаемым к другой потребности – искать ответы на вопросы и находить их самостоятельно. И мир зашевелился. Всё пришло в движение!

Когда большевики во главе с Лениным пришли к власти, они, обобществив собственность и перекроив механизмы распределения материальных благ, в первую очередь занялись ликвидацией безграмотности. Наверное, только Ленин отчётливо, представлял громадную ценность, как образования, так и самообразования. Только он понимал, что одними внешними преобразованиями изменить мир невозможно. Нужны громадные инвестиции в интеллект народа. Но в 1924 году вождя не стало. И коммунизм продолжили строить без него.

“Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем”. Понимать на уровне обычного человека, даже учителя, даже профессора или академика от педагогики, что такое образование, мало! Что такое сознание, какое значение получение знаний имеет для здоровья, для профилактики наркомании и алкоголизма, для правосознания личности, для потребления, для научно-технического прогресса? Народные комиссары, в том числе от образования, по-видимому, решили, будто образование нужно только для того, чтобы клепать стране нужные кадры, винтики для системы – инженеров, врачей, учителей, военных…

И все так подумали. И до сих пор думают. Каждый будет занят своим делом и все будут вполне довольны. И на такой обывательской волне продолжили строить коммунизм, пытаясь подкупить другие страны и организовать “дружбу народов”. Не получилось, ибо кругом по-прежнему были всё те же обыкновенные люди, с одной стороны, неплохие специалисты, получившие штампованное образование, добрые отцы и матери семейств, с другой стороны, карьеристы и стяжатели, каждый из которых “тянул одеяло” на себя и свою семью.

Только в 30-е годы, когда со смерти главного теоретика коммунистической идеологии прошло с десятилетие, а эйфория от “дружбы народов” постепенно стала таять, Сталин, похоже, осознал: с этим народом “кашу не сваришь”. И что делать было, не ясно. Начались репрессии направленные, прежде всего, против элиты советского общества. Террор, развязанный в последующие годы, результат огромного разочарования в коммунистической идеологии и советском народе.

Сегодня Россия уже не желает раздувать “мировой пожар”. Нечем! Её цель вполне скромная – “курс на многополярный мир” и “мирное сосуществование между народами”. Своё бы отстоять, то, что имеем. Между тем, как и многие десятилетия назад, руководство страны, сталкиваясь с теми же проблемами обывательщины, сетует: “У нас вследствие разгильдяйства, я бы даже сказал раздолбайства, которое превратилось уже в национальную угрозу, происходит огромное количество чрезвычайных ситуаций” (Д.Медведев). Раздражены и силовики: почему это народ такой, несознательный, “не стучит” друг на друга. Мы боремся с террором и бандитизмом, рискуем жизнями, а эти “обыватели”(!) чего-то боятся, и… не доносят.

Обывательщина это совсем не то, что думают генералы. Это “духовная плесень”, которая поразила вполне нормальных граждан, прекрасных профессионалов, добрых родителей, смирённых верующих, то есть вполне добропорядочных граждан с точки зрения современного общества. Имя ей – консервативно-ограниченный, замкнутый мирок, не желающий усложняться и развиваться, рисковать и эволюционировать! Так что же эта, демократично настроенная власть, так переживает? Хотела человека - конформиста, человека - винтика, она его и получила!

Ни мужество военных, ни подвиги милиции, ни самоотверженность врачей, ни трудовые будни педагогов, ни героизм спасателей и пожарников для подлинной эволюции общества существенного значения не имеют. Обычная война всех против всех с многочисленными жертвами, со стареющей, разрушающейся инфраструктурой, с растерянными объяснениями руководителей ведомств, с эмоциональными вспышками возмущённых и потрясённых граждан, с постоянно наполняющимися тюрьмами, со свалками мусора, болезнями и террором…

“Человек живёт удовлетворением своих желаний, страхами, борьбой, тщеславием, развлечениями и увеселениями, бездумным спортом, интеллектуальными и азартными играми, приобретательством, чувственностью, отупляющим ежедневным трудом, повседневными заботами и беспокойствами, а более того, подчинением и наслаждением подчинением; если он перестаёт подчиняться одной силе, то немедленно начинает подчиняться другой. Человек бесконечно далёк от всего, что непосредственно не связано с интересами и заботами текущего дня, от всего, что хоть немного поднимается над материальным уровнем его жизни. Если не закрывать на всё это глаза, то мы поймём, что в лучшем случае заслужили себе имя цивилизованных варваров, т.е. варваров, обладающих некоторой степенью культуры”. (П.Д.Успенский, “Новая модель Вселенной”).

Настоящая цель – духовность, тотальный, неугасимый интерес к познанию, который и даёт со-знание, обретение людьми и народами утраченных свойств человеческой психики. Если бы большевики понимали это так же отчётливо, так же глубоко, как и вождь, репрессий бы не случилось. Советская власть озаботилась бы не только коллективизацией, индустриализацией и культурной революцией, она бы начала с перестройки основ человеческого сознания, с кардинальных перемен в школьном образовании. Да, ликвидация безграмотности, безусловно, дело великое, но когда миллионы детей просто усаживают за парты и заставляют учиться, этого мало. Помимо того, что ликбез дело великое, это ещё и дело тонкое.

Сегодня власть решила подменить духовность карманной религией, подсунуть обществу позолоченную фальшивку вместо самородного золота! Увы, не пройдёт! Религиозность – психологическое отождествление личности с догмами и обрядами определённой религии. Религиозность это нечто совершенно противоположное духовности, ибо отрицает возможность совершенствования, эволюции, духовного поиска, а значит и возможность наступления новой реальности, основанной на росте сознания людей и народов.

Так же как и разочаровавшиеся в коммунизме бывшие партийные лидеры, христиане отказались от идеи всемирного братства, основанного на любви, милосердии и сострадании, взяв курс на поддержку государственной власти в большинстве стран мира (не только в России), то есть, фактически, отреклись от учения Христа. В одном случае отказ от идеи мировой революции, в другом отказ от “Благой Вести”, провозглашённой Иисусом всему человечеству.

Между тем, глобализация общества идёт полным ходом, поэтому независимо от воли отдельных политиков и церковных иерархов, цивилизации людей предстоит искать и находить ключи к новой социальной реальности. Отказ от идеи единства многими людьми вовсе не означает, что такая идея перестала быть актуальной и первостепенной. Она не только жива, она уже прорастает в очередное социальное измерение, и первым шагом на пути к новому обществу явится признание того, что человек – не сознателен. Все проблемы общества в его психической организации.

Е.В.Ковалёв. 12.12.09.

Работает на: Amiro CMS