Союз Cодействия
Cоциальной Эволюции
(СССЭ)
 

Четвёртый сценарий

глобализации.

 

Способна ли Россия создать такую модель образования, которая бы наиболее полным образом отвечала эволюционным запросам общества и способствовала росту сознания людей и народов? Ответить на этот вопрос невозможно, если не представлять глобальных целей, стоящих перед цивилизацией. Эти цели должны не просто отвечать политической конъюнктуре и сиюминутным экономическим интересам отдельного государства, но и учитывать всю совокупность демографических, экологических, климатических и прочих вызовов. Очевидно последовательность кардинальных реформ в сфере просвещения той же России, должна быть ориентирована на её первоочередные, последующие и отдалённые планы.

Реальное движение к идеал-глобализации начнётся тогда, когда общественное сознание начнёт мало помалу избавляться от целого ряда глобальных иллюзий – от магического дурмана экономических теорий, от наивных взглядов на добрую власть и справедливые законы, от влияния на умы псевдо-христианских религий. Навоевавшись в региональных конфликтах, поистратив эмоции в судебных тяжбах и “борьбе с коррупцией”, подорвав здоровье в битвах с “зелёным змием” и наркотиками, новые поколения будут не просто умнее и хитрее, они станут мудрее. И если это произойдёт, можно будет строить эволюционно значимые проекты в отношении реорганизации системы образования, сначала России, а затем и всего мира.

Итак, способна ли Россия возглавить движение за социальное обновление? Готово ли государство, обладающее неисчерпаемыми запасами естественных природных ресурсов, отвести от цивилизации призрак глобальной военной угрозы и вывести человечество на путь сознательной эволюции? Чтобы разобраться в этих вопросах, дадим определение идеал-глобализации и проанализируем возможные этапы геополитической стратегии державы, которая может взять на себя роль духовного лидера планеты.

Идеал-глобализация – это возможный, многоэтапный процесс интеграции государств в единое гуманное сообщество людей, характеризующихся гармоничным внутренним миром и свободой социальных отношений. Непременным и главным условием идеал-глобализации является объективная информация о природе человеческой души. Следствием внутренней, психологической эволюции человека явятся внешние преобразования, к которым следует отнести отход от властных отношений, отход от экономических отношений, отход от правовых отношений, отказ от сверхпотребления, переориентация производства, исчезновение профессий, исчезновение границ, беспрепятственная миграция, ликвидация войн, преступности и террора, оздоровление человека и восстановление экосистем планеты Земля. Скоро ли всё это случится?

Хотя идеал-глобализация безальтернативный процесс, в том смысле, что у него нет другого разумного варианта, он может растянуться во времени от нескольких десятилетий до нескольких столетий, однако с позиций планетарной истории, и это всего лишь короткий отрезок времени. Оптимистичный прогноз – уже к середине 21 столетия некоторые страны мира имеют шанс прийти к самоуправляемому производству, покончив с чиновничеством и рынком, а к концу нынешнего века всё население планеты может войти в постиндустриальную эпоху!

Первый, самый ранний этап идеал-глобализации (этап прозрения общества) призван сделать российское государство идеологически сплочённым и монолитным. Этот период должен быть направлен на нравственное оздоровление России, а также на переориентацию её макроэкономических интересов, с последующей реструктуризацией политической власти. Многопартийная система, продолжая оставаться многопартийной, не будет отстаивать кардинально противоположные политические проекты, а станет действовать согласованно, расходясь лишь в частных вопросах устройства общества. Многонациональная страна должна превратиться из классического репрессивного государства, в котором, ввиду бессознательности граждан, вынужденно подавляются их права и свободы, в гуманное сообщество людей с новым сознанием.

Сегодня подавляющее большинство населения пока ещё психологически нацелены на товарно-денежные отношения, так как логический ум человека потребителя приобрел исторически сложившуюся привычку к взаиморасчётам. Вместе с тем, общий рынок отживает свой исторический срок, и время выдвигает абсолютно новую социальную задачу – поиск принципиально иных, нематериальных стимулов к трудовой деятельности. В связи с изменившимися условиями существования человека на планете Земля, внешнеполитическая стратегия государства должна быть пересмотрена и направлена на приостановку дальнейшей интеграции российской экономики в мировую капиталистическую систему хозяйствования. В переходный период истории России следует особое внимание уделить укреплению национальной валюты и развитию собственной банковской системы.

В то же время, в наступившую эпоху необходим принципиально иной принцип политического управления, коренным образом отличающийся как от диктатур, так и от демократий. Сознательное управление социальными процессами исключает власть одних людей над другими людьми, поэтому сознательный человек должен отказаться от грубых и тонких форм принуждения (педагогических, экономических и прочих).

“Отдавая дань глубокого уважения великому философу древней Греции, назовём новую форму политического управления – сократией. Сократия – это сознательная власть, или совместное управление социальными процессами, психологически основывающаяся на всемерном развитии чувств и предчувствий и технологически базирующаяся на широкомасштабном внедрении интеллектуальных технологий. Сократия представляет собой политический режим нового типа, обеспечивающий соучастие всех людей в принятии управляющих решений…

…Отличительной чертой сократии, как политического режима является то обстоятельство, что за неё нельзя просто так проголосовать на выборах. Этот принцип должен вызреть в головах управленцев всех уровней. Сократию надо держать в голове, как некую сверхидею, к которой следует стремиться, зная что любая власть человека над человеком порочна по сути. Сократия придёт тогда, когда, во-первых, человек наполнит свою душу чувством и станет существом сознательным; во-вторых, когда он станет целенаправленно создавать соответствующие технологии и внедрять их в повседневную жизнь”. (Ковалёв Е.В. “Планетарная психология”).

Итак, первый этап эволюционной стратегии российского государства (идеал-глобализации) – это эпоха рубля, взаимозачётов и сократии! С одной стороны, действия правительства должны быть нацелены на развитие внутренней социальной инфраструктуры в рублёвой зоне, с постепенным переходом на неэкономические стимулы в производстве и распределении. С другой стороны, несмотря на стремление к либерализации межличностных и межнациональных отношений, страна не должна забывать о защите своих внешних рубежей и формировании разумного отношения общества к патриотическому воспитанию молодёжи.

Ранний этап национального возрождения можно охарактеризовать как период прозрения народа с повсеместным и целенаправленным внедрением им самоуправляемых технологий и с постепенным вытеснением бюрократии и чиновничества. Разработка специализированных программ является тем самым перспективным направлением человеческой деятельности, способным подменить законодательные и исполнительные органы власти, избавив общество от конфликта интересов.

К экономико-политическим особенностям первого этапа глобализации с одной стороны, следует отнести распространение в обществе специфичного и сдержанного мнения в оценках государства, чиновничьего аппарата и рыночной экономики, которое вполне уместно назвать тремя историческими условностями переходного периода – условным патриотизмом, условным бюрократизмом и условным капитализмом. С другой стороны, если государство не просто существует, а проводит абсолютно ясную, понятную каждому гражданину, эволюционно направленную политическую линию, общество становится сплочённым и идеологически монолитным.

Сегодня в российском обществе существуют полярно противоположные мнения, как на рыночные отношения, так и на работу государственных структур. Крайние суждения, которые народ имеет в отношении многих аспектов жизни, в том числе и в отношении проводимой государством политики, вряд ли прибавляют многонациональной державе авторитета и могущества. Гремучая смесь либерально-демократических, патриотических, религиозных и прочих идей уже посеяли в обществе неоднозначное отношение к службе в армии, к защите национальных интересов, к работе правоохранительных органов, ко многим решениям парламента и правительства. Идеологическая неоднородность, разобщённость общества в период информационных баталий и глобальных угроз, для государства, заинтересованного в развитии и процветании, недопустима.

Условный патриотизмэто мировоззренческий постулат, согласно которому каждый гражданин российской державы готов с оружием в руках отстаивать интересы Родины, зная, что его страна не просто защищает территорию, а проводит в жизнь планетарную, стратегическую идею сознательной эволюции человека и человечества. Защищать же интересы политической элиты и олигархического капитала, то есть далеко не лучших представителей общества, у информированной, интеллектуально зрелой молодёжи, как правило, нет ни малейшего желания. Российская православная церковь сегодня провозгласила курс на “христианскую государственность”, однако, во-первых, действия церкви уже давно не соответствуют сути христианского вероучения; во-вторых, у РПЦ нет внятных далёких целей, способных привести мир к гармонии.

Условный бюрократизм – это мировоззренческий постулат, согласно которому каждый гражданин страны признаёт труд управленца необходимым и вынужденным, зная, что власть человека над человеком порочна, по сути, и что функция начальника в наше время, это всего лишь детали пока не введённых в эксплуатацию электронно-вычислительных машин и механизмов. В таком подходе к властной иерархии чиновникам всех рангов гордится особо не чем, их труд в скором времени будет сметён новыми информационными технологиями. В то же время, исполнители перестанут страдать всевозможными комплексами, а смогут философски и с воодушевлением воспринимать ситуацию. Людям – надежда на сократические принципы управления, а учёным, изобретателям, программистам – ясные ориентиры к творчеству.

Условный капитализм – это мировоззренческий постулат, согласно которому каждый гражданин страны признаёт необходимость существования рыночных отношений, зная при этом, что все экономические теории псевдонаучны и не имеют долговременной перспективы. В таком подходе к деньгам и финансовым отношениям, у одних людей исчезнут наклонности к стяжательству, у других – уйдёт зависть и те же комплексы перед богатством и роскошью, у третьих – отпадёт желание всерьёз воспринимать экономику, как науку. Сегодня мир ещё склонен оценивать личностные качества человека по его финансовым возможностям, однако наступающая эпоха провозгласит весьма сдержанное отношение к материальному изобилию и потреблению. На фоне глобального кризиса мировой капиталистической системы хозяйствования, России предстоит сначала взять курс на укрепление рубля и развитие собственной финансовой системы, а затем и вовсе устремиться к деэкономизации общества.

Помимо трёх вышеуказанных мировоззренческих условностей, в сознании людей найдут нетрудное объяснение и другие аспекты противоречивых отношений. Так, например, пока люди не очень сознательны, и не вызрели необходимые технологические и инфраструктурные предпосылки, государство поощряло, и будет поощрять семейно-брачные отношения. Но если условия жизни изменятся, люди перестанут называть сексуально-окрашенное переживание, влекущее за собой зависимость одного человека от другого – любовью. Новое общество чётко разберётся, где проявления эмоциональности, с их конкретным и логически обоснованным выбором, а где истинная любовь-чувство. Суды, прокуратуры, тюрьмы, вытрезвители, казармы, магазины, банки, храмы… всё это было и есть, являясь объективным отражением уровня психологического и технологического развития современного общества.

Скачок общественного сознания с массовым формированием интеллектуально чувственной сферы, позволит обществу отказаться от использования устаревших методов воспроизводства материальных благ и перейти промышленному и сельскохозяйственному производству на шестой технологический цикл. Если учесть что пятый технологический уклад, называемый укладом информационных и коммуникационных технологий, зародился в семидесятые годы прошлого века, а производственные циклы меняются раз в 40-50 лет, наступления эры нанотехнологий и биотехнологий следует ожидать уже во втором десятилетии сего столетия. В границах отдельного государства или альянса стран, вступивших на путь сознательной эволюции, первый этап глобализации может продолжаться примерно два-три десятилетия.

Второй, промежуточный этап эволюционной стратегии российского государства – этап дебюрократизации и деэкономизации, который ознаменуется окончательной реорганизацией управленческих структур и полным отказом от использования денежного обращения. Труд рабочих, служащих и значительной части управленцев в основном заменят робототехника, самоуправляемые производственные комплексы, самоходный транспорт, Интернет и прочие интеллектуальные технологии. На смену материального стимулирования труда деньгами придут духовные стимулы – потребность человека в самоутверждении, в образно-чувственном совершенствовании, в удовлетворении от добрых дел и ощущения гармонии с миром.

Современный интеллектуально-логичный человек не может представить себя вне рамок финансовых отношений, поэтому ему предстоит качественно измениться – обрести мистический опыт, способность к фантазии и воображению, навык эффективного использования неисчерпаемых возможностей памяти. Общество не может на “ровном месте” избавиться от произвола власти и абсурдов рыночной экономики. Сначала это общество должно ясно понять человеческую душу, и лишь затем оно придёт и к нанотехнологиям, и к ненасильственным формам управления, и к гуманным отношениям между людьми.

На втором этапе эволюционных преобразований, границы между идеологически близкими странами будут сначала формальными, а затем и вовсе исчезнут. Вряд ли это случится со всеми странами, некогда входящих в Советский Союз, однако общая идеологическая линия вполне способна вновь объединить многие, некогда разобщённые культурными традициями и религиями, народы. Наиболее близким государством, имеющим со славянским этносом общие ведические духовные корни, была и остаётся Индия. С этой великой державой России предстоит выстраивать особые, добросердечные отношения. Эпоха перемен подвигнет Российское государство к урегулированию вопроса о спорных островах и к дружбе с Японией, которая уже сегодня создала все необходимые предпосылки для дебюрократизации общества.

Со странами, не вступившими на путь эволюционных преобразований, политические контакты государства лидера должны оставаться официальными, а торговые связи строиться на принципах взаимообмена. Деньги, как универсальный регулятор конкретных межчеловеческих отношений, на этот период глобализации должны полностью отодвинуться в прошлое. Только тогда, когда Россия на своём примере покажет идеал благородных общечеловеческих отношений, она сможет открыть “потайную дверцу” истории и увлечь за собой остальной мир. В границах расширяющегося альянса стран, захваченных процессом идеал-глобализации, второй этап может завершиться примерно к середине 21 века.

Третий, отдалённый этап социальной эволюции – этап зрелой глобализации или, если кому-то ближе, этап коммунистической формации. Данный футуристический период социальных отношений может быть охарактеризован как эпоха будущего, в которую подавляющее большинство народов и наций планеты, смогут упразднить структурные подразделения классического государства. Сократические принципы управления производством и социальными процессами позволят преодолеть противоречия в межличностных, межгрупповых и межнациональных отношениях, а духовные стимулы к творческой деятельности ликвидируют необходимость тотальных взаиморасчётов за товары и услуги.

Международное географическое разделение труда, на котором сегодня держится мировая экономика, претерпит существенные качественные изменения. То, что произрастает в тропиках, конечно же, не вырастет за полярным кругом, а то, что плавает в океане, не станет промыслом в пустыне, но свободный, беспошлинный грузопоток, управляемый и контролируемый соответствующими программами, позволит легко перераспределять по странам и континентам, как естественные ресурсы, так и продукты промышленного производства.

Интеграционные процессы, которые уже сегодня полным ходом идут на планете, напоминают безответственный эксперимент начинающего химика, пытающегося смешать взрывоопасные элементы. Ассимиляция народов не может быть благоприятной для общества, в котором человек ещё не понял и не познал себя. В таком обществе и демографический процесс, и научно-технический прогресс идут хаотично, слепо, не в ногу со временем. Именно поэтому, если в наше время Россия “закроет глаза” на массовую миграцию населения, или примет рецепты западной демократии и войдёт в НАТО, то соседи очень быстро освоят необъятные просторы Заполярья, Сибири и Дальнего Востока. Обглодать планету, выкачав из неё остатки ископаемого сырья, вырубив тайгу и понастроив небоскрёбов, для общества, не обладающего сознанием, ничего не стоит.

Идеал-глобализация – геополитический проект, основанный на высочайшей разумности человечества. Он должен учитывать и возможности совершенствования психологии людей, и взрывоопасную обстановку на международной политической сцене, и гримасы мировой экономики, и глобальное изменение климата на планете. Если мондиалистский сценарий глобализации, всецело рассчитывающий на “магическую руку” экономических отношений, абсолютно не учитывает тотальной криминализации рынка, если клерикальный сценарий предназначен для интеллектуально несостоятельной части общества, то наступление эры духовности станет результатом кардинальных изменений в сфере нового образования, которое предоставит уникальные возможности для всестороннего развития всех граней человеческой души.

Единая, безграничная и бесконфликтная цивилизация, о которой грезят многие люди, действительно может остаться утопией, и только сверх усилия миллионов способны воплотить в реальность мечты о возрождённом человечестве. Для гуманного сценария глобализации мировому сообществу нужна страна лидер, которая укажет выход из сложившейся тупиковой экономико-политической ситуации. Россия, пожалуй, единственное государство в мире, которое может претендовать на такую роль. Почему? Да потому, что россияне, в отличие от других народов, достаточно развиты интеллектуально, а также достаточно мудры, для того, чтобы не отдать капиталу свою душу и не превратится в покорных, послушных исполнителей. Именно в России, несмотря на всю ущербность постсоветского образования и примитивизм “исконно русской” религии, сложились наиболее существенные предпосылки для эволюционных преобразований.

Какими психологическими особенностями будут примечательны основные этапы идеал-глобализации? Психологические особенности включают в себя постепенное изменение мировоззрения людей, переосмысление ими духовно-нравственных ценностей, развитие сущностного начала (восприимчивости, интуитивности, чувственности, образного мышления) и ослабления во внутреннем мире личностного начала (эмоциональности, сексуальности, импульсивности).

К психологическим особенностям первого этапа необходимо отнести массовый интерес народа к возможностям духовного самопознания и совершенствования, а также стремительное падение спроса на услуги церкви. Напомним, что духовность – это высшая потребность в познании себя и окружающего мира. Соотношение, эзотерики – верующие, вообще является одним из главных тестов на пригодность общества к эволюционным переменам. Растёт число прихожан – тревожная тенденция, свидетельствующая, что с интеллектуальным развитием у населения не всё благополучно; набирает силу эзотеризм с его потребностями к самопознанию, значит общественное сознание на верном направлении эволюции.

Задача первого этапа идеал-глобализации – пробуждение общественного сознания или, выражаясь языком Христа, инициация “рождений свыше”. С одной стороны человек должен быть образованным, знающим, всесторонне развитым интеллектуально, с другой – ему следует быть восприимчивым и любознательным, как ребёнок, а также интуитивным, созерцательным и радостным. Нагрузить личность знаниями, заставив повторять избитые утверждения, проще всего, но вот сформировать его сущность не под силу ни одному хвалёному Оксфорду. Хорошо известно, как научить личность выживанию в условиях жёсткой конкуренции в бизнесе, в политике, в науке или спорте, и почти неизвестно, как оставаться Человеком в условиях организованного насилия. В процессе реформации системы образования государству предстоит внимательнейшим образом изучить древнеиндийские методы совершенствования и возродить наиболее ценные возможности формирования отдельных составляющих человеческой души.

С пробуждением сознания человека, активируются его подкорковые нервные центры, начинает активно включаться система синтеза эндогенных опиатов, что влечёт за собой решение важнейшей социальной проблемы – алкоголизации и наркотизации населения. Психологическая наука явно недооценивает возможности эндорфинной системы, способной не только изменять мышление, но укреплять здоровье человека.

Ещё одна немаловажная психологическая задача – обуздание человеческой агрессивности и сексуальности. В стремлении людей к интимным отношениям нет ничего противоестественного. Между тем, с сексуально девиантным поведением, насилием и извращениями связано большое число преступлений, искалечено и загублено множество судеб. Миру предстоит осознать, что наиболее эффективным способом снижения чрезмерно выраженной эмоциональности является развитие чувственной сферы. Сексуальность – одно из её проявлений эмоциональности, поэтому именно чувственность в противовес сексуальности, позволяет решить важнейшие социальные проблемы (правовые, медицинские, демографические и прочие).

Психологическая задача второго этапа глобализации состоит в том, чтобы подготовить человека к труду в условиях дебюрократизации и деэкономизации общества. Действительно, за какие такие стимулы человек будет “вкалывать”, если не будет “ни кнута, ни пряника”? Единственное указание на некие духовные стимулы можно извлечь из “Бхагавад Гиты” – трудитесь без привязанности к результатам труда”! Однако чтобы трудиться именно таким образом, новой школе предстоит подготовить миллионы людей, с совершенно иным мировосприятием реальности. Как бы мы его не назвали, сознание Христа или сознание Кришны, просветление или высшее сознание, но оно разительным образом отличается от нашего обычного бодрствующего сознания, погружённого в рутину повседневных дел и забот.

Быть пьяным от ощущений бытия без вина и наркотиков, это естественное состояние индийских йогов, воспитанных в традициях образования “от сердца к сердцу”. Научное объяснение физическим и духовным сверхвозможностям йогов, которые обескураживают и удивляют западного обывателя, не очень сложно. Сформированная система эндогенных опиатов (эндорфинная система) позволяет легко переносить тяжелейшие испытания, не болеть при эпидемиях и радоваться жизни при любых обстоятельствах.

В нематериальных мотивах, побуждающих людей к созидательной деятельности, целесообразно выделить 4 группы – репродуктивную, коммуникативную, гностическую и духовную. Репродуктивные мотивы отражают потребности человека в интимных отношениях и продолжении рода. Коммуникативные устремления отражают потребности в общении, признании и самоутверждении. Гностические мотивы к социально полезной деятельности исходят из стремления личности к получению знаний, из потребности к пониманию возникающих вопросов и прозрению. Духовные побудительные мотивы исходят из потребностей к внутренней свободе и в своих проявлениях основываются на стремлении к познанию целей и смысла жизни.

Наиболее явными мотивирующими, трансцендентально окрашенными факторами, которые в будущем могут оказать колоссальное влияние на производственную деятельность и сферу услуг, станут любознательность, а также потребность людей в творчестве и признании. Как сказал Конфуций, “начните заниматься тем, что Вам нравится, и Вам не придётся работать ни одного дня в жизни”. В человеческой душе заложены весьма важные качества, которые в современном мире не оцениваются в полной мере, но если эти “струны” настроить, если их развивать, совершенствовать, мир столкнётся с совершенно иными мотивами к труду и потреблению.

Исторический период прощания с товарно-денежными отношениями должен иметь под собой психологические основания, ибо общество, несмотря на невзгоды и испытания, в определённой мере адаптировалось как к взаиморасчётам, так и ко всем несуразицам рынка. Если в российской глубинке немалая часть людей привыкла жить почти без денег, в основном на натуральном хозяйстве, то в городах люди не платят разве что за воздух. И этот экономический абсурд, как мыльный пузырь, продолжает разрастаться. Цель второго этапа глобализации – трансформация обывательского мировоззрения к более высокому, трансцендентальному состоянию ума, позволяющему жить и трудиться ради удовольствия, во имя радости от самого процесса мыслительной или физической деятельности, не рассчитывая на конкретное материальное вознаграждение.

Психологическая задача третьего этапа идеал-глобализации – тотальное проявление на планете Земля гуманной человеческой сущности. Не отдельные одиночки будут пользоваться репутацией мудрецов и просветлённых, а весь мир людей обретёт реальную свободу социальных отношений и утвердит царство гармонии между человеком и природой.

“Что сегодня направляет энергию деятельности человека? Сегодня трудиться его заставляет банальный материальный интерес, а спрос на его труд диктует рынок. Что станет служить созидательным компасом завтра? Завтра труд будет служить высокому духовному стимулу – привести мир к Гармонии. Энергия детской хлопушки и энергия ядерного взрыва: примерно так соотносятся эффективность материального и духовного стимулов к творчеству!

Ныне трудовая энергия миллионов почти не востребована. Человек занимается чем угодно – торгует, нищенствует, ворует, пьянствует. Чтобы построить рай на Земле, чтобы жить счастливо и долговечно, достаточно незначительного творческого усилия, и мир будет накормлен, одет, обут и обогрет без всяких экономических стимулов. Всё, что мы видим, от горящей лампочки до космических кораблей – это осуществлённые мечты, сказки, ставшие былью. Планетарность без границ, без войн, преступности и болезней, пока ещё тоже мечты, но именно они рождают реалии. Придёт время, и эта сказка, эти мечты станут утром наступающей эпохи”. (Ковалёв Е.В. “Возрождение”, 1998).

Итак, грядущее образование должно исходить из политического курса, проводимого государством в определённый период времени.

Е.В.Ковалёв.

Работает на: Amiro CMS